Главная / Экспертное мнение / В.И. Камышанов прокомментировал текущее состояние российско-украинских отношений

В.И. Камышанов прокомментировал текущее состояние российско-украинских отношений

Виктор Иванович Камышанов, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления ИОН РАНХиГС, президент Федерации мира и согласия рассказал о последствиях разрыва украинской стороной Договора о дружбе с Россией и прокомментировал возможность предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви.

17 сентября президент Украины Петр Порошенко подписал указ о прекращении Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, который был подписан в мае 1997 года и вступил в действие в апреле 1999 года сроком на 10 лет с автоматическим продлением на следующие десятилетние периоды при отсутствии возражений сторон. Что означает данное событие для российско-украинских отношений?

Я исхожу из того, что данный договор – это политический документ, который определяет порядок отношений между государствами. Вообще, он был подписан в совершенно других условиях и преследовал совершенно иные цели. Он рассматривался как один из элементов формирования новой системы отношений между постсоветскими государствами, точно так же, как и другие договоры, подписанные между бывшими советскими республиками. Безусловно, то, что происходит сейчас, не отражает те интересы, которые преследовали и преследуют государства в развитии своих собственных отношений. Действия украинской стороны, в общем, отражают их взгляд на современное состояние отношений с Россией. Поэтому для России это решение, в связи со сложившейся обстановкой, в какой-то степени было ожидаемым, это был лишь вопрос времени. И, скорее всего, данный шаг наносит больший ущерб самим инициаторам процесса расторжения договора и создает необходимые предпосылки для свободы действий в принятии Россией решения относительно того, каким образом дальше строить свои отношения с украинским государством.

Является ли денонсация этого договора попыткой Порошенко укрепить свои позиции в стране, повысить свой рейтинг и угодить интересам других государств, в том числе США?

Ели говорить об укреплении рейтинга, я думаю, нужно подождать еще некоторое время и понять, что никакого укрепления рейтинга не происходит. Вообще в практике любое резкое движение во внешнеполитической сфере в преддверии внутриполитических выборов всегда носит негативный аспект и редко приносит позитивный результат. Скорее всего, так произойдет и с денонсацией Договора о дружбе с Россией. Избиратели на Украине по-прежнему являются представителями общей культуры, общего языка, общих отношений. Поэтому в понятие «Договор о дружбе России и Украины» каждый конкретный гражданин той же самой Украины вносит свое собственное понимание. Я думаю, что предстоящие выборы совершенно точно подтвердят, какое отношение у украинцев к решению данного вопроса, затрагивающих интересы очень многих людей вот таким авторитарным образом.

Давайте затронем еще одну важную проблему. В последнее время идут активные дискуссии вокруг вопроса о предоставлении автокефалии православной церкви на Украине. Недавно представитель Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил (Адамакис) сообщил о начале создания "местной независимой церкви" на Украине, заявив, что Константинопольский патриархат считает это решение направленным на преодоление разделения православных в этой стране. Как вы считаете, какие могут быть последствия в случае, если УПЦ получит автокефалию? Чем это может грозить для самой Украины и для ее взаимоотношений с Россией?

В принципе проблема и религий, и церквей в системе политического развития государства – достаточно острая и сложная тема. И я думаю, что одной из отличительных особенностей России в ее широком понимании было то, что никогда на территории России, будь то Российская империя или Советский Союз, не было никаких серьезных конфликтов, основанных на религиозной почве. К сожалению, сейчас складывается ситуация, когда внешние силы оказывают давление на политические процессы в Украине. И церковный вопрос, где доминирует отнюдь не моральные ценности, попытка разделения православия на составные части, скорее всего лишь часть процесса намного более сложного, он носит в себе не столько духовный и религиозный характер, сколько политический. Для верующих, наверное, основой всегда была, есть и будет Библия, а не политические решения тех или иных политических лидеров, которые со временем стираются в исторической памяти. А православие как единая культурно-историческая ценность, необходимая верующему человеку, останется и в будущем. И я думаю, что все эти политические усилия в конечном итоге не дадут желаемого результата. В любом случае, для верующего человека, посещающего церковь, главное – это достижение мира, мира внутреннего, мира в общении с Христом и, наверное, в общении с государством. Поэтому политикам необходимо серьезно задумываться над происходящими процессами и не стремиться к тому, чтобы личные амбиции довлели над человеческой историей, которая насчитывает тысячи лет.

То есть вы считаете, что основная цель инициаторов автокефалии – это именно разделение православной цивилизации?

Я думаю, что, скорее всего, цель состоит не только в том. чтобы разделить православную цивилизацию, которая все равно будет единой, поскольку когда мы общаемся с представителями различных государств, где присутствует православная церковь, мы видим, что мы всегда есть основа для понимания друг друга. Цель, скорее всего, заключается в том, чтобы использовать те идеологические сложности, которые существуют внутри Украины, на православном пространстве для достижения определенных политических целей в процессе противопоставления Украины России. Но важно отметить, что можно на время изменить политические аспекты, но отделить человека от человека, имеющего в основе понимание духовного единства, всегда сложнее, и практически ни одна из политических сил в конечном итоге этого добиться не смогла. История показывает, что люди возвращаются к единому человеческому общению, в том числе и благодаря православным ценностям, несмотря ни на какие усилия политической элиты.

Говоря о нынешнем времени, если будет продолжаться давление и стремление всё-таки разделить православие и предоставить автокефалию УПЦ, допустит ли этого московский патриархат?

Вообще это внутренний вопрос православной церкви. Поскольку православная церковь, как в общем-то и другие конфессии, представляет из себя достаточно сложную структуру, внутри которой существуют определенные механизмы консультации, взаимодействия и принятия решений.  Поэтому, я думаю, здесь стоит вопрос не относительно того, допустит или не допустит, т.к. это не вопрос решения одного человека или одного какого-то института, это скорее всего действия, которые будут предприниматься объединенными усилиями православной церкви как на уровне иерархов, так и на уровне православных верующих.

И все-таки сейчас мы наблюдаем, что Константинопольский патриархат настроен против единства православных церквей Украины и России и за то, чтобы предоставить автокефалию УПЦ. Может ли привести автокефалия к разрыву отношений между РПЦ и Константинопольским патриархатом и в связи с этим к усилению и политической, и религиозной напряженности в православном регионе?

Любое действие по разделению всегда создает напряжение. Даже в механике, например, если вы пытаетесь разрезать единый твердый предмет, вы должны приложить очень большое усилие, и это приводит к различным процессам, а в некотором случае к выделению большого количества тепла, энергии. Таким образом, если перенести этот естественно-научный процесс на то, что происходит сегодня, безусловно, любой разрыв создает болевые ощущения, однако в какой форме будут происходить эти болевые ощущения, представить себе достаточно трудно. И поэтому Московский патриархат и обращает внимание на то, что такие решения необходимо принимать более взвешенно, и здесь очень большая груз ложиться на патриарха Варфоломея, который в общем несет за него всю ответственность. Вряд ли история одобрит действия патриарха, и вряд ли он войдет в историю как человек, который укрепляет и усиливает мир в сознании его паствы, а не создает ненужное в современных условиях напряжение. Было бы намного более значимым, если бы церковь и Константинопольский патриарх направили усилия на поиски объединения православных ценностей. В таком случае он бы оставил более значимый след в истории.

Спровоцирует ли провозглашение автокефалии новый виток гражданского противостояния на Украине и создаст ли у населения негативные настроения против власти и ее решений?

Я думаю, что безусловно такое решение приведет к определенной социальной дестабилизации в обществе и поэтому процессы могут носить в том числе и конфликтный характер.

А есть ли вообще позитивные последствия у данного процесса?

В тех условиях, в которых сегодня находится украинское общество, это вряд ли носит позитивный характер. Я, например, считаю, что это исключительно политическое решение, которое принимается под серьезным внешним давлением. Украине выдвигаются какие-то требования, ставятся условия, которые вынуждают представителей политической элиты, церковных иерархов предпринимать такие в общем-то противоестественные для христианских ценностей и православного общества действия.

 

Автор: 

Резниченко Владислава Андреевна

 

Поделиться: