Профессор Ю.И. Матвеенко поделился своим мнением относительно выхода США из Совета ООН по правам человека
Профессор кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Юрий Иванович Матвеенко прокомментировал выход США из Совета ООН по правам человека.
- 20 июня США объявили о выходе из Совета ООН по правам человека. Что это означает для международного сообщества в целом и для ООН в частности?
Прежде всего, надо иметь в виду, что место в этом совете на постоянной основе ни за кем не закреплено. Государства подают свои заявки, а Генеральная Ассамблея ООН утверждает их. Изначально в этом Совете ООН принимали участие США, РФ и некоторые другие государства, но в последнее время американцев перестала устраивать позиция Совета по некоторым вопросам. Учитывая исключительно прагматичный подход в политике нынешнего президента США, становится понятно, почему США объявили о добровольном выходе из состава Совета по правам человека. Нужно еще иметь в виду, что Россия сегодня не является членом данного Совета. В 2016 году срок членства России в этом органе подошел к концу, мы подали заявку, но кандидатура России в Генеральной Ассамблее ООН не получила поддержку. В связи с нынешними событиями Россия повторно выдвинула свою кандидатуру на выборах в состав Совета по правам человека и, я надеюсь, что Россия будет избрана в Совет по правам человека ООН. Выход США из состава членов Совета не означает какую-то катастрофу для этого органа ООН.
- Администрация Трампа объявила о пересмотре своего решения после реформы Совета. На ваш взгляд, какую реформу Штаты хотят видеть?
Реформа заключается в том, чтобы набрать максимальное число сторонников, с целью превращения Совета в один из инструментов достижения своих целей в мировой политике. В этом основная суть реформы, которую Штаты хотят провести.
- Трамп с самого начала своего президентства проводит политику поддержки Израиля. Почему данный союз имеет для Штатов такое значение?
Тут нужно обратиться к истории данных отношений. Ни для кого не секрет, что в Штатах существует большое израильское лобби, именно поэтому, в том числе, Америка столь благосклонна к этому государству. Еще в ХХ веке США взяли на себя ответственность защищать Израиль и оказывать этому государству помощь, в том числе и военную. И американцы стараются выполнять данные договоренности. В том, что Америка последовательно защищает интересы Израиля, нет ничего, на мой взгляд, необычного. Это право США как суверенного государства. Но, на мой взгляд, необходимо стараться не упускать и другие направления в политике на Ближнем Востоке.
- С момента смены администрации США в 2016 году государство проводит более жесткую политику по участию в международных организациях и соглашениях. Какими будут следующие шаги Трампа на международной арене?
Об этом говорить сложно. Но, возможно, будет проводиться политика сближения с Российской Федерацией. (Что нас, россиян, интересует больше всего). С момента избрания Президента Д. Трампа говорят о необходимости полномасштабной встречи президентов России и США, хотя нельзя отрицать и того, что такая встреча может и не состояться. Если же данная встреча произойдет, то вполне вероятно, что обе страны в относительном будущем смогут слаженно решать вопросы, которые возникают, в том числе, и в ряде международных организаций. К примеру, ООН, как главный дипломатический международный инструмент, в последние годы утрачивает свои позиции, прежде всего, в обеспечении безопасности в мире и, соответственно, нуждается в определенном реформировании. По этому поводу есть много предложений, существуют разнообразные концепции решения данной проблемы, но ни одна из этих концепций не приблизилась к реальному осуществлению. И, повторюсь, если иметь в виду позицию президента Д. Трампа, то она исходит из того, что США должны иметь самые передовые позиции во всех международных организациях и соглашениях, учитывающие национальные интересы США.
- Вернемся к Совету по правам человека. На ваш взгляд, справляется ли данный орган с возложенными на него функциями?
Если говорить про формальности, то, конечно, справляется. Нужно учитывать, что угодить всем в данном Совете невозможно. Даже в случае принятия какого-то решения большинством членов Совета, находятся страны, интересы которых ущемляются. Совет по правам человека имеет большое значение для всего мирового сообщества, но очень часто вместо конкретных действий в области защиты прав человека члены Совета чрезмерно политизируют свои действия.
- Как мы знаем, в 2006 году Комиссию по правам человека сменил Совет, так как Комиссия утратила свой авторитет. Может ли такая же ситуация повториться и с новым органом?
Нельзя исключать и такое развитие событий в связи с изменчивостью современного мира. Если члены Совета не найдут консенсуса в разрешении проблем, стоящих перед ним, данный орган может прекратить свое существование или на смену ему может прийти другой подобный орган.
Автор:
Бекмурзиев Ахмед Мурадович,
Член Политклуба "Парламентской газеты"