Главная / Экспертное мнение / О.Ф. Шабров: «Инициативы, подобные электронной демократии, нужно начинать всегда "снизу"»

О.Ф. Шабров: «Инициативы, подобные электронной демократии, нужно начинать всегда "снизу"»

Электронная демократия – новейшая форма демократии, опирающаяся на использование информационно-коммуникативных технологий для осуществления административных процессов в государстве на всех уровнях  от местного самоуправления до федерального.

Что по существу представляет собой данная форма демократии, в чем заключаются её преимущества и недостатки, а также каковы её перспективы развития в современном мире и России рассказал заведующий кафедрой политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС, профессор Олег Федорович Шабров.

Сегодня мы хотели бы поговорить об электронной демократии новой и актуальной форме демократии, внедряемой в большинстве стран Европы. И первый вопрос что это такое, электронная демократия и нужна ли она нам? Как электронная демократия могла бы повлиять на ход вещей в России?

В понятие электронной демократии сегодня вкладывается множество различных смыслов, поэтому все зависит от того, что именно Вы имеете в виду. Если имеется в виду технология дистанционного голосования, то для отдаленных районов нашей страны, к примеру, Чукотки, где для поиска избирателей приходится использовать вертолёты, было бы, конечно, неплохо внедрить подобную технологию. Это повысило бы возможность участия людей, которые, по разным причинам, не могут дойти до избирательного участка, без необходимости брать открепительные талоны. Если же мы говорим об информационном обмене по сетям, возможность агитации, высказывания своего мнения в Интернете, голосования через такие ресурсы, как change.org и законодательной инициативе, то в таком случае Интернет является прекрасным инструментом и площадкой. Но важно помнить и об обратной стороне медали.

В чем выражается эта обратная сторона медали?

Есть и негативные аспекты в электронной демократии, главный из которых – уязвимость компьютерных сетей к взлому. Сегодня хакеры активно действуют и представляют определенную опасность, особенно, если их финансируют. Это могут быть и сами власти. Также нельзя забывать и о том, что сами программы могут как быть недоработанными, так и содержать всевозможные «лазейки». Тут необходимы специальные контролирующие механизмы, не позволяющие влиять различным сторонам на процесс. Есть и проблема, носящая глобальный характер. Практически весь Интернет в мире контролируется четырьмя корпорациями – Apple, Amazon, Facebook и Google. И все их сервера находятся на территории США. В таком случае, встаёт вопрос, не будет ли соблазна у правительства данной страны влиять на политические процессы, протекающие в других странах, без их ведома? 

Таким образом, Интернет предоставляет, с одной стороны, колоссальные возможности для развития демократии, но с другой стороны - это инструмент, который может быть использован в различных целях. В этом случае хотелось бы привести аналогию с атомной энергией, которую можно использовать для получения электроэнергии, а можно для создания атомной бомбы. Так и с Интернетом, и с электронной демократией. При использовании в благих целях это потрясающая технология, предоставляющая удобство для избирателей, чистоту и прозрачность выборов, защиту от «вбросов», «каруселей» и так далее. С другой стороны, подобную технологию можно использовать для вмешательства в внутреннюю политику стран, диктата над ними и манипуляции.

Как должна быть организована электронная демократия в России?

Сбор голосов через Интернет должен осуществляться на уполномоченных каналах, законодательно регламентированных, как и форма всей процедуры. Также для эффективной работы данной системы нужно обязать законодательные органы хотя бы рассматривать инициативы граждан, при определённом количестве подписей. У нас сегодня существует некий сервис, уполномоченный собирать подписи в Интернете и обязывающий Государственную Думу и исполнительные органы власти рассмотреть поддержанную инициативу, но о нем практически никто не знает и потому он почти не используется.

При слове «демократия» мы сразу представляем себе страны Европы, США. Если мы перенимаем подобную модель, имеет смысл сперва посмотреть на чужой опыт? А есть ли в мире примеры успешной реализации электронной демократии? Доказана ли её эффективность?

Что касается дистанционного голосования, то насчёт Европы не знаю, но в США в отдельных штатах подобная система реализована, пусть и в довольно простой форме. Она не получила большого распространения, возможно, из-за пресловутых «рифов», о которых мы только что говорили.

Как Вы считаете, в нашей стране кто мог бы стать инициатором подобной модели – правительство или население?

Я считаю, что пока нахождение у власти, должность в государственных органах даёт возможность «делать деньги» и быть выше «простых смертных», до тех пор подобную инициативу эти самые люди, власть имущие, не поддержат. Также нельзя забывать о явном кризисе демократии на сегодняшний день – не только в России, но и в США, и в прочих странах. Дело в том, что сегодня у демократии три проблемы. Проблема суверенитета, который теряется от активного вмешательства в внутренние дела государств транснациональных корпораций. Проблема представительной демократии, когда люди обладают минимальной информацией об избираемом кандидате. Проблема Интернета, который уводит людей от реальных проблем и интересов в виртуальный мир, что разрушает весь смысл демократии, поскольку люди меньше участвуют в реальной жизни государства. Избиратель не знает своих реальных интересов и не знает, кому реально он вручает мандат на управление от его имени. При этом вовсе не обязательно, что избранный правитель будет реализовывать государственные и народные интересы, а не корпоративные и олигархические. Поэтому инициативы, подобные электронной демократии, нужно начинать всегда «снизу». Свободу «сверху» дать нельзя. Человек никогда не будет свободен, если он не свободен внутренне. Свободу нельзя даровать. То же самое с демократией. Это же тоже свобода в известной степени. Человек должен быть интеллектуально развит, знать свой интерес, представлять, кому этот интерес он доверяет. Так называемую «базовую» демократию, реализованную на муниципальном уровне, ни в коем случае нельзя уничтожать, наоборот, её необходимо развивать. Если начинать реализовывать электронную демократию, то только с этого уровня и тогда, возможно, все получится. На более высоких уровнях возникает проблема незаинтересованности властей в ограничении самих себя.

Как эксперт, что бы Вы выбрали из двух следующих элементов: голосование через Интернет или личное голосование на избирательном участке?

Сегодня я бы отдал предпочтение традиционным способам голосования, поскольку там есть хоть какие-то гарантии, есть возможность на что-то повлиять. Пока что мы не готовы к переходу на Интернет в полном объёме. Электронная демократия должна «созреть». Тогда это будет действительно эффективный инструмент, который поможет людям лучше выражать своё мнение.

 

Авторы: 

Блинов Никита Данилович,
Член Политклуба "Парламентской газеты"

Мальцев Владислав Александрович,
Член Политклуба "Парламентской газеты" 

 

Поделиться: