Главная / Экспертное мнение / О.Д. Абрамова о переговорах по Курильским островам: «Передачи территории не будет»

О.Д. Абрамова о переговорах по Курильским островам: «Передачи территории не будет»

Доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политического управления ИОН РАНХиГС Ольга Дмитриевна Абрамова прокомментировала активизацию переговоров между Россией и Японией по Курильским островам.

— Президент В.В.Путин на Восточноазиатском форуме заявил, что Россия и Япония договорились об активизации переговоров по мирному договору на основе Декларации 1956 года. Стало ли для Вас неожиданностью это заявление?

— Как известно, Декларация 1956 года предполагала подписание в последующем мирного договора, и в рамках этой Декларации как раз говорилось о передаче острова Шикотан и гряды Хабомаи после его подписания.

Ратифицированная декларация, которая, по сути, констатировала мир между двумя странами, способствовала восстановлению дипломатических отношений. Дипломатические отношения между Японией и СССР были восстановлены,  в результате чего стало развиваться  сотрудничество в разных областях. Российско-японские отношения развиваются и по сей день, но мирный договор не подписан. Почему на этой Декларации все завершилось? Россия согласилась тогда рассмотреть возможную передачу этих островов, считая, что Япония станет нейтральным государством и в  стране не будут размещены военные базы США или других недружественных стран. Всё произошло иначе – там базируется американская военная база. И, конечно, Соединенные Штаты Америки оказывают влияние на проводимую Японией государственную политику. Впоследствии Япония  стала претендовать на все острова, а не только на Шикотан и Хабомаи, в случае подписания мирного договора. На этом и закончился переговорный процесс по возможному подписанию мирного договора.

— Как Вы считаете, есть ли в данной ситуации пространство для переговоров?

— Переговоры – это процесс. А процесс  может быть очень разным по времени: краткосрочным, среднесрочным, долгосрочным и просто длительным. Переговоры, которые сейчас активизируются, скорее всего, будут длительными.  Переговоры – это шаги на встречу, они предполагают возможность решения проблемы, но уже с различными вариантами. Безусловно, должен быть консенсус. Вернуться к Декларации 1956 года мы можем, но, конечно, не в полном объеме, потому что сейчас 2018 год.

— Президент говорит, что Россия, идя на встречу японской стороне, согласилась возобновить переговоры именно на основе Декларации 1956 года, однако сразу обращает внимание на то, что в документе не говорится, на каком основании может произойти передача и под чьим суверенитетом останутся острова. Исключаете ли Вы возможность передачи островов Японии? Есть ли прецеденты передачи территории без передачи суверенитета?

— Думаю, что передачи территории не будет. Существуют другие формы использования территории, совместного использования, и речь идет, скорее всего, об этом. Конечно, Декларация 1956 года предполагала такую передачу, тем более это спорные территории, но прецедентов нет.

— С точки зрения российских национальных интересов, что надо делать с Курилами, как Вы считаете?

Система национальных интересов включает в себя и экономические, и политические интересы, их нельзя отделять. Так вот, если мы говорим о национальных интересах – политических, экономических и др., то нужно отметить, что   Курилы, Сахалин и вообще вся эта пространственная зона важна в равной степени как с политической, так и с экономической стороны. Почему? Говоря об экономических интересах, нужно отметить, что именно в этой зоне (регионе) – Курилы и юг Сахалина – проходит теплое течение Куросио, которое несет все косяки рыб – это сайра и другие виды; нигде больше такого богатства нет. Если её потерять, то, по сути, мы теряем огромные рыбные и аква-ресурсы. В Советское время именно в этом районе добывали основную рыбу. Вторая по значимости статья в экспорте СССР это была рыбная продукция именно из этого региона.

Второй момент – военная и пограничная безопасность. Это единственное место, где наши подводные лодки могут проходить в Тихий океан. Больше нет – значит тогда закрываются пути. С точки зрения геополитического подхода, основной причиной того, почему Россия находится под санкциями, является реализация англо-саксонской геополитической стратегии, в основе которой план «Анаконды». Суть плана заключается в желании оттеснить Россию, уменьшить её геополитическое влияние и ослабить. Это политика сдерживания за счет, скажем так, выталкивания России из пространства «Римленда»  и ограничения доступа к морским и водным логистическим каналам. С точки зрения национальных интересов и безопасности, конечно, это недопустимо. По этой причине вряд ли возможно решение отдать Курилы. Переговоры могут быть длительными. Всегда хорошо договариваться – что-то можно уступить, что-то получить, но надо защищать национальные интересы. На мой взгляд, для Синдзо Абэ сейчас важно ускорить переговорный процесс, чтобы улучшить свой политический имидж подписанием мирного договора. Но В.В.Путину это, наверное, не столь важно, а вот сами переговоры нужны, поскольку переговоры как процесс характеризуют состояние сотрудничества между договаривающимися сторонами. Самый оптимальный вариант – это особая экономическая зона или специальная экономическая зона пользования для двух стран с безвизовым режимом, с благоприятным инвестиционным и налоговым климатом и так далее. Свободная зона для предпринимательства для японцев, доступ в любое время, то есть особая экономическая зона под управлением двух государств (России и Японии), но в политических границах России.

— Как Вы оцениваете перспективы переговоров на форуме G20 в Аргентине и во время визита японского Премьера в Россию в 2019 году? Может быть найден компромисс?

— Я не думаю, что будет достигнут компромисс в это время, потому что это длительный процесс. Переговоры могут быть очень длительными и в данном случае они будут длительными, но они будут. Сейчас наш Президент пользуется уважением, и по этой причине он имеет вес в мировой политике. Думаю, что переговоры будут идти, но скорее всего в варианте особой или специальной экономической зоны для совместного предпринимательства, для зоны свободной торговли, без виз для жителей Японии и, возможно, здесь даже не два острова, а вообще все Курильские острова и часть Сахалина. Все это возможно, но это торг.

 

Автор:

Киряченко Дмитрий Игоревич,
Член Политклуба "Парламентской газеты"

Поделиться: