Главная / Экспертное мнение / М.А. Бурда: «Тимошенко станет следующим президентом Украины, если выборы состоятся»

М.А. Бурда: "Тимошенко станет следующим президентом Украины, если выборы состоятся"

Внутриполитическая ситуация на Украине уже несколько лет остается крайне сложной. И о событиях в Керченском проливе можно говорить не только в разрезе международных отношений, но также с точки зрения ситуации на внутренней арене Украины. Об этом и о многом другом рассказал Михаил Александрович Бурда, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления ИОН РАНХиГС.

Событие в Керченском проливе, произошедшее 25 ноября, очень сильно повлияло на внутриполитическую ситуацию на Украине. Как Вы думаете, введение военного положения, которое произошло в связи с этим, – средство или причина?

Введение военного положения в некоторых районах Украины – это некое действие украинской власти, направленное на то, чтобы притормозить избирательный процесс. Президент Украины Петр Порошенко прекрасно понимает, что он не избираем в принципе: он не самый популярный политик, он не смог предотвратить гражданскую войну. Более того, сколько бы Порошенко не храбрился, сколько бы он не говорил о том, что, в частности, вернет Донбасс в состав Украины – никаких подвижек нет, а возможность возвращения этих территорий с каждым днем уменьшается. Естественно, чтобы поднять свой рейтинг, он начинает вести себя подобным образом. И он в этом не первый. Такие методы использовали многие политики: необходим либо внешний враг, либо победоносная война. Но так как на победоносную войну украинская армия не способна, остается второй случай – поиск внешнего врага. И здесь как нельзя кстати подходит Россия, на которую можно списать практически все неудачи во внутренней и внешней политике. И в принципе, если посмотреть украинские СМИ и выступление тех украинцев, которые присутствуют в российском информационном пространстве: Россия – есть некое абсолютное зло, из-за которой происходят все проблемы Украины. Таким образом, ситуация в Керчи – это обычная провокация. Думаю, будут еще более или менее резонансные попытки, но все будут направлены именно на избирательную кампанию украинского президента.

Сможет ли данная провокация или будущие действия действующей власти поднять рейтинг Порошенко и обогнать Тимошенко, у которой 17% поддержки населения? Поможет ли это стать ему президентом снова?

Думаю, что эта ситуация – последняя попытка поднять рейтинг. Это крайние меры, на которые вынуждена была пойти действующая украинская власть. И, честно говоря, я не думаю, что на Украине кто-то сможет обогнать на выборах Тимошенко. Именно Тимошенко станет следующим президентом Украины, если выборы состоятся. Потому что, опять-таки, при настоящей ситуации, когда действующая власть не хочет терять свои полномочия, она может пойти на все.

Тогда почему Тимошенко сначала голосовала за введения военного положения, а теперь протестует?

Украинские политики в принципе непоследовательны в своих действиях и искать здесь какую-то логику достаточно тяжело. Но нужно понимать, что украинское общество в определенной степени зомбировано пропагандой, и что идет не гражданская война, а война именно с агрессией извне. Поэтому любой политик, который отказывается от этого концептуального подхода, автоматически становиться агентом Москвы – он не будет пользоваться популярностью на Украине в сложившейся ситуации. Поэтому не поддержать изначально – это удар по имиджу лидера избирательной кампании. И очень многие политологи говорят, что именно Тимошенко будет тем человеком, с которым можно договариваться. Все мы помним, что Тимошенко была тем человеком, с которым Россия решала все газовые вопросы в последний день, в последний час, когда уже готовились отключить рубильник, но потом она находила какие-то компромиссы. Она договороспособный политик, который понимает, что имеет высокие шансы на победу на выборах. И именно Тимошенко может способствовать локализации конфликта на Украине. Естественно, ей выгодно, чтобы эти выборы состоялись и чтобы в них приняло участие максимальное количество человек. Низкая явка, ограничение участия регионов – это всё работает на действующую власть.

Говоря о выборах, есть мнение, что ввели военное положение в тех областях, где поддержка Порошенко минимальная, и благодаря этой ситуации он хочет восстановить контроль над этими областями и заручиться их электоральной поддержкой.

Совершенно верно. Вообще Украина, с точки зрения территориального образования, – очень сложное государство. С. Хантингон в своей книге «Столкновение цивилизаций» пишет, что раздел между Западом и Востоком проходит по территории современной Украины. Тогда становится вполне очевидно, что западная Украина является частью западной цивилизации, а восточная – восточной. И здесь подразумевается если не частью России, то территорией российского влияния. Сформулировал эту теорию человек, которого сложно заметить в позитивном отношении к России. Это придумано ни мной, ни российской пропагандой, ни украинской пропагандой, это придумал американский политолог.

Согласно статистике, по результатам прошлых президентских выборов восточная и западная Украина голосовали совершенно по-разному, за разных кандидатов. И Порошенко отчетливо понимает, что в западной части у него поддержка больше, нежели в восточных регионах. Естественно, что там поддержка больше у Тимошенко, которая олицетворяет собой прекращение войны для многих Украинцев.

Существуют ли какие-то институционализированные механизмы, предотвращающие захват власти, ограничение свобод граждан, произвол, которые могут произойти в этих областях?

На мой взгляд, таких механизмов на сегодняшний день нет. Все-таки действующая власть в лице Порошенко и силовиков достаточно прочно держат органы государственной и местной власти под своим контролем, и та ситуация, которая произошла в 2014 году в Донецке и Луганске, сейчас на Украине невозможна. И не думаю, что, например, той же самой Тимошенко выгодно какое-то обострение, какая-то конфронтация с действующей властью, насильственный захват администрации и так далее. Это маловероятно и не нужно ей.

Не так давно Мария Захарова сообщила об угрозе разрастания гражданского конфликта, ввиду того, что у военных появятся какие-то полномочия относительно оставшейся части населения, что может привести к еще большему расколу украинского общества. Так ли это?

Не могу с этим согласиться, потому что военное положение вводится только в определенных районах, формализуя тот режим, который там уже сложился. Эти действия – прежде всего мера политическая. Режим военного положения вряд ли отразится на жизни тех людей, которые в этих районах проживают. Но он может повлиять на местное самоуправление с точки зрения полномочий, которые имеют местные администрации относительно центра. Но и это не настолько существенно. Нужно понимать, что местная и региональная власть на Украине не обладают сильными полномочиями.

Сможет ли экономика выдержать ту ситуацию, которая сложилась на Украине, ведь, если вводится военное положение, экономика приходит в стагнацию? Сможет ли страна выдержать последствие этих политических решений?

Безусловно, любое военное положение, как и любая война, негативно сказывается в первую очередь на экономике. И бизнес сразу уходит из регионов, и замедляется деловая жизнь. В рамках военного положения развиваться может только мелкий бизнес, который построен на натуральном товарообмене. По сути, при военном положении денежные средства в некоторой степени обесцениваются. 

Эксперты однозначно говорят о том, что украинская экономика находится в предсмертном состоянии. Но она существует в первую очередь за счет западных кредитов, и эти кредиты даются для поддержки того политического режима, который существует на Украине на сегодняшний день. И нужно понимать, что этот политический режим устраивает западные страны, поэтому кредитование будет продолжаться. Этот факт развязывает руки украинской власти. Она понимает, что даже в случае каких-то серьезных экономических неудач и проблем, всегда можно будет: во-первых, попросить очередной денежный транш у ЕС или у Международного Банка, и, во-вторых, списать все на внешнего врага, то есть на Россию, обвинив нашу страну во всех экономических неудачах и стагнации. Мы находимся в патовой ситуации: чтобы ни произошло на Украине, в этом будет виновата Россия.

Что может помочь Украине выйти из кризиса, в котором находится уже не первый год, в том числе политического?

Если мы говорим о форме существования Украины как государства в тех границах, в которых она сегодня находится с учетом Донецка и Луганска, то необходим федеративный принцип государственного устройства по образу и подобию Боснии и Герцеговины. Такой формат – это способ прекратить гражданскую войну и предоставить определенную самостоятельность регионам, которые могут участвовать в общем избирательном процессе. И, кстати говоря, в случае федерализации восток Украины будет тоже голосовать за Тимошенко, потому что простому населению Украины война не нужна. Другое дело, что политическая элита, сформировавшаяся в ДНР и ЛНР, не готова отдавать ту власть, которую она получила по итогам революции. Украинский народ может быть и готов жить в мире между собой, но не готова власть. И пока кардинально не сменится власть в Киеве или в непризнанных республиках, какого-то прорыва в переговорном процессе не будет.

По сути, Минские договоренности или новый Минский процесс может состояться только после того, как на Украине появится новый президент и появятся новые лидеры в Донецке и Луганске. Это могут быть переговоры с чистого листа и с новыми условиями.

 

Авторы: 

Алумянц Диана Михайловна,
Член Политклуба "Парламентской газеты"
 

Байраковская Татьяна Станиславовна,
Член Политклуба "Парламентской газеты"  

Поделиться: