М.А. Бурда: "Тимошенко станет следующим президентом Украины, если выборы состоятся"
Внутриполитическая ситуация на Украине уже несколько лет остается крайне сложной. И о событиях в Керченском проливе можно говорить не только в разрезе международных отношений, но также с точки зрения ситуации на внутренней арене Украины. Об этом и о многом другом рассказал Михаил Александрович Бурда, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления ИОН РАНХиГС.
— Событие в Керченском проливе, произошедшее 25 ноября, очень сильно повлияло на внутриполитическую ситуацию на Украине. Как Вы думаете, введение военного положения, которое произошло в связи с этим, – средство или причина?
— Введение военного положения в некоторых районах Украины – это некое действие украинской власти, направленное на то, чтобы притормозить избирательный процесс. Президент Украины Петр Порошенко прекрасно понимает, что он не избираем в принципе: он не самый популярный политик, он не смог предотвратить гражданскую войну. Более того, сколько бы Порошенко не храбрился, сколько бы он не говорил о том, что, в частности, вернет Донбасс в состав Украины – никаких подвижек нет, а возможность возвращения этих территорий с каждым днем уменьшается. Естественно, чтобы поднять свой рейтинг, он начинает вести себя подобным образом. И он в этом не первый. Такие методы использовали многие политики: необходим либо внешний враг, либо победоносная война. Но так как на победоносную войну украинская армия не способна, остается второй случай – поиск внешнего врага. И здесь как нельзя кстати подходит Россия, на которую можно списать практически все неудачи во внутренней и внешней политике. И в принципе, если посмотреть украинские СМИ и выступление тех украинцев, которые присутствуют в российском информационном пространстве: Россия – есть некое абсолютное зло, из-за которой происходят все проблемы Украины. Таким образом, ситуация в Керчи – это обычная провокация. Думаю, будут еще более или менее резонансные попытки, но все будут направлены именно на избирательную кампанию украинского президента.
— Сможет ли данная провокация или будущие действия действующей власти поднять рейтинг Порошенко и обогнать Тимошенко, у которой 17% поддержки населения? Поможет ли это стать ему президентом снова?
— Думаю, что эта ситуация – последняя попытка поднять рейтинг. Это крайние меры, на которые вынуждена была пойти действующая украинская власть. И, честно говоря, я не думаю, что на Украине кто-то сможет обогнать на выборах Тимошенко. Именно Тимошенко станет следующим президентом Украины, если выборы состоятся. Потому что, опять-таки, при настоящей ситуации, когда действующая власть не хочет терять свои полномочия, она может пойти на все.
— Тогда почему Тимошенко сначала голосовала за введения военного положения, а теперь протестует?
— Украинские политики в принципе непоследовательны в своих действиях и искать здесь какую-то логику достаточно тяжело. Но нужно понимать, что украинское общество в определенной степени зомбировано пропагандой, и что идет не гражданская война, а война именно с агрессией извне. Поэтому любой политик, который отказывается от этого концептуального подхода, автоматически становиться агентом Москвы – он не будет пользоваться популярностью на Украине в сложившейся ситуации. Поэтому не поддержать изначально – это удар по имиджу лидера избирательной кампании. И очень многие политологи говорят, что именно Тимошенко будет тем человеком, с которым можно договариваться. Все мы помним, что Тимошенко была тем человеком, с которым Россия решала все газовые вопросы в последний день, в последний час, когда уже готовились отключить рубильник, но потом она находила какие-то компромиссы. Она договороспособный политик, который понимает, что имеет высокие шансы на победу на выборах. И именно Тимошенко может способствовать локализации конфликта на Украине. Естественно, ей выгодно, чтобы эти выборы состоялись и чтобы в них приняло участие максимальное количество человек. Низкая явка, ограничение участия регионов – это всё работает на действующую власть.
— Говоря о выборах, есть мнение, что ввели военное положение в тех областях, где поддержка Порошенко минимальная, и благодаря этой ситуации он хочет восстановить контроль над этими областями и заручиться их электоральной поддержкой.
— Совершенно верно. Вообще Украина, с точки зрения территориального образования, – очень сложное государство. С. Хантингон в своей книге «Столкновение цивилизаций» пишет, что раздел между Западом и Востоком проходит по территории современной Украины. Тогда становится вполне очевидно, что западная Украина является частью западной цивилизации, а восточная – восточной. И здесь подразумевается если не частью России, то территорией российского влияния. Сформулировал эту теорию человек, которого сложно заметить в позитивном отношении к России. Это придумано ни мной, ни российской пропагандой, ни украинской пропагандой, это придумал американский политолог.
Согласно статистике, по результатам прошлых президентских выборов восточная и западная Украина голосовали совершенно по-разному, за разных кандидатов. И Порошенко отчетливо понимает, что в западной части у него поддержка больше, нежели в восточных регионах. Естественно, что там поддержка больше у Тимошенко, которая олицетворяет собой прекращение войны для многих Украинцев.
— Существуют ли какие-то институционализированные механизмы, предотвращающие захват власти, ограничение свобод граждан, произвол, которые могут произойти в этих областях?
— На мой взгляд, таких механизмов на сегодняшний день нет. Все-таки действующая власть в лице Порошенко и силовиков достаточно прочно держат органы государственной и местной власти под своим контролем, и та ситуация, которая произошла в 2014 году в Донецке и Луганске, сейчас на Украине невозможна. И не думаю, что, например, той же самой Тимошенко выгодно какое-то обострение, какая-то конфронтация с действующей властью, насильственный захват администрации и так далее. Это маловероятно и не нужно ей.
— Не так давно Мария Захарова сообщила об угрозе разрастания гражданского конфликта, ввиду того, что у военных появятся какие-то полномочия относительно оставшейся части населения, что может привести к еще большему расколу украинского общества. Так ли это?
— Не могу с этим согласиться, потому что военное положение вводится только в определенных районах, формализуя тот режим, который там уже сложился. Эти действия – прежде всего мера политическая. Режим военного положения вряд ли отразится на жизни тех людей, которые в этих районах проживают. Но он может повлиять на местное самоуправление с точки зрения полномочий, которые имеют местные администрации относительно центра. Но и это не настолько существенно. Нужно понимать, что местная и региональная власть на Украине не обладают сильными полномочиями.
— Сможет ли экономика выдержать ту ситуацию, которая сложилась на Украине, ведь, если вводится военное положение, экономика приходит в стагнацию? Сможет ли страна выдержать последствие этих политических решений?
— Безусловно, любое военное положение, как и любая война, негативно сказывается в первую очередь на экономике. И бизнес сразу уходит из регионов, и замедляется деловая жизнь. В рамках военного положения развиваться может только мелкий бизнес, который построен на натуральном товарообмене. По сути, при военном положении денежные средства в некоторой степени обесцениваются.
Эксперты однозначно говорят о том, что украинская экономика находится в предсмертном состоянии. Но она существует в первую очередь за счет западных кредитов, и эти кредиты даются для поддержки того политического режима, который существует на Украине на сегодняшний день. И нужно понимать, что этот политический режим устраивает западные страны, поэтому кредитование будет продолжаться. Этот факт развязывает руки украинской власти. Она понимает, что даже в случае каких-то серьезных экономических неудач и проблем, всегда можно будет: во-первых, попросить очередной денежный транш у ЕС или у Международного Банка, и, во-вторых, списать все на внешнего врага, то есть на Россию, обвинив нашу страну во всех экономических неудачах и стагнации. Мы находимся в патовой ситуации: чтобы ни произошло на Украине, в этом будет виновата Россия.
— Что может помочь Украине выйти из кризиса, в котором находится уже не первый год, в том числе политического?
—Если мы говорим о форме существования Украины как государства в тех границах, в которых она сегодня находится с учетом Донецка и Луганска, то необходим федеративный принцип государственного устройства по образу и подобию Боснии и Герцеговины. Такой формат – это способ прекратить гражданскую войну и предоставить определенную самостоятельность регионам, которые могут участвовать в общем избирательном процессе. И, кстати говоря, в случае федерализации восток Украины будет тоже голосовать за Тимошенко, потому что простому населению Украины война не нужна. Другое дело, что политическая элита, сформировавшаяся в ДНР и ЛНР, не готова отдавать ту власть, которую она получила по итогам революции. Украинский народ может быть и готов жить в мире между собой, но не готова власть. И пока кардинально не сменится власть в Киеве или в непризнанных республиках, какого-то прорыва в переговорном процессе не будет.
По сути, Минские договоренности или новый Минский процесс может состояться только после того, как на Украине появится новый президент и появятся новые лидеры в Донецке и Луганске. Это могут быть переговоры с чистого листа и с новыми условиями.
Авторы:
Алумянц Диана Михайловна,
Член Политклуба "Парламентской газеты"
Байраковская Татьяна Станиславовна,
Член Политклуба "Парламентской газеты"