Х.А. Гаджиев: «“Казахстанский сценарий” в России маловероятен»
В конце марта 2019 года Нурсултан Назарбаев ушел в отставку с поста Президента Казахстана. Относительно того, какие изменения могут произойти во внутренней и внешней политике этой страны, а также возможности похожего развития событий в России высказал свою точку зрения кандидат политических наук, преподаватель кафедры политологии и политического управления ИОН РАНХиГС Ханлар Аляр оглы Гаджиев.
— Недавно в Казахстане произошла отставка президента, сменилась власть. Как Вы думаете, какие перемены произойдут? Кто в итоге придет или уже пришел к власти?
— Несмотря на то что сейчас на посту Президента Республики Казахстан новая фигура, тем не менее у власти остались те же самые силы. И несмотря на то что Нурсултан Назарбаев покинул должность главы государства, он сохраняет свою доминирующую роль в политическом пространстве. Как это проявляется? Прежде всего за ним остается пост председателя доминирующей партии «Нур Отан» (на последних парламентских выборах эта партия набрала более 82% голосов избирателей). Но это не самое главное. Помимо этого, за ним официально закреплен статус Лидера нации (Елбасы), что также дает возможность участия в политическом процессе. И это уже сыграло свою роль в 2018 году при принятии закона «О Совете Безопасности Республики Казахстан», который преобразовал данный орган из консультативного в конституционный, наделив широкими полномочиями по координации внешней и внутренней политики. И сейчас, после своей отставки, Назарбаев сохраняет должность председателя Совета Безопасности, закрепленный за ним пожизненно. То есть он будет играть очень важную, если не ключевую роль в политической жизни Казахстана. Более того, в этом законе прописано, что перед Советом Безопасности Правительство ежегодно отчитывается по вопросам национальной безопасности, правопорядка и так далее. Наконец, высшие должностные лица, назначаемые президентом, также должны согласовываться с Советом Безопасности, при том что президент по-прежнему является главной политической фигурой в формально-конституционной плоскости.
— В чем, на Ваш взгляд, причина отставки Назарбаева?
— Помимо того, что это уже шестой президентский срок, внутри государства сложилась очень сложная ситуация: достаточно стремительными темпами обостряется экономический и социальный кризис и, как результат, – реакция общества. Еще в 2016 году были митинги, вызванные недовольством изменений Земельного кодекса, в соответствии с которым земли Казахстана могли быть сданы в аренду или проданы с аукциона, в том числе и иностранным гражданам. Реакция общества была связана с опасениями перед китайскими инвесторами, готовыми вложиться в недвижимость в Казахстане в больших масштабах. И реакция была настолько острой, что Президенту даже пришлось наложить мораторий на эти изменения. Затем, в начале февраля этого года произошла трагедия, когда при пожаре погибло пятеро детей, пока их родители были на работе на второй смене. В результате, многодетные матери вышли на митинг, требуя улучшить условия жизни. После данных событий Назарбаев отправил всё правительство в отставку. Все это во многом указывает на сложившуюся непростую ситуацию на внутренней арене Казахстана.
Также показательно, что совсем недавно, при переименовании столицы в Нур-Султан, в стране снова начались митинги. Хотя это произошло уже после отставки Назарбаева, тем не менее данный случай также подчеркивает имеющиеся проблемы.
— Как отразится отставка Нурсултана Назарбаева на внешней политике Казахстана и на отношениях с Россией в частности?
— Предполагаю, что кардинальных изменений не будет, потому что Казахстан – один из главных инициаторов евразийской интеграции, а с Россией у этого государства выстроены стратегические партнерские отношения. Правда, тут есть одно «но»: с точки зрения геополитики Казахстан интересен, помимо России, также Китаю и США, особенно Китаю.
— Когда три крупнейших геополитических игрока борются за регион, это уже свидетельствует о наличии некоторой конфликтогенной обстановки, а когда в одном из ведущих государств региона сменяется власть, это говорит лишь об активизации борьбы. Повлияет ли каким-либо образом смена власти на региональную безопасность?
— Я не думаю, что повлияет, потому как вектор внешней политики будет определять Совет Безопасности, который возглавляет экс-президент Назарбаев.
— Как Вы думаете, возможен ли подобный сценарий смены власти в России?
— Несмотря на общее прошлое в составе Советского Союза, менталитет и политическая культура российского и казахстанского народов все же отличаются. Я не думаю, что в России возможно введение и закрепление за кем-либо официального статуса «лидер нации». Вместе с тем один из возможных вариантов передачи власти в 2024 году видится в преобразовании Государственного совета из совещательного органа в орган со значительными полномочиями, ключевую должность в котором будет занимать Владимир Путин, оказывая тем самым существенное влияние на российскую политику. Если говорить о таком формате, то да, «казахстанский сценарий» в России возможен. Хотя он представляется маловероятным.
— Как известно, Владимир Путин, согласно Конституции РФ, не может занимать пост президента после 2024 года. Какие еще пути смены власти или ее сохранения за нынешним руководством Вам видятся?
— Сейчас точно сказать невозможно. Скорее всего, как будет развиваться ситуация дальше не знает и сама власть. Помимо варианта с реформированием Госсовета, первым на ум приходит не фантастический, но также маловероятный сценарий объединения России и Беларуси в одно государство и создание новой конституции. Тогда бы получилось, что Владимир Путин идет не на пятый срок президента Российской Федерации, а на первый срок президента уже нового государства.
Третий (наиболее вероятный) вариант, – он фактически был озвучен в сделанном недавно председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным предложении, – это наделение парламента полномочиями по участию в формировании правительства и корректировка баланса между исполнительной и законодательной властью. То есть, в данном случае речь идет о превращении России из президентско-парламентской республики в парламентско-президентскую. При таком развитии событий весьма вероятно занятие Владимиром Владимировичем поста премьер-министра.
Но не исключен и самый простой вариант – назначение преемника. Конкретных фамилий назвать можно много, но наиболее вероятными кажутся: губернатор Тульской области Алексей Дюмин, первый заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко, ну и не будет ничего удивительного, если преемником станет Сергей Шойгу. Но при этом Владимир Путин, с его опытом, поддержкой и вовлеченностью в российские политические процессы не может просто так уйти с политической сцены. Он будет продолжать играть важную роль в политике, кто бы ни стал следующим президентом.
Автор:
Титов Антон Максимович,
Член Политклуба "Парламентской газеты"